«Мой путь в профессию»
Медведева Светлана Ивановна, Московская область, Городской округ Подольск, МБОУ СОШ №30, учитель английского языка.
Когда человек молод, он мечтает о многом: о путешествиях, о большой и взаимной любви, о красивом доме. Но мало кто задумывается о своем предназначении в жизни.
Предназначение – главная загадка человечества. Зачем дана нам жизнь, вот главный вопрос! Люди, которым сложно понять себя, используют подсказки со стороны: психологические тесты, знаки Зодиака, карты Таро. Такие расчёты помогают понять себя, свои способности, предпочтения, вкусы, желания.
На ум приходят известные личности – писатели, поэты, учёные, которые не сразу стали знаменитыми. Для них предназначением было нечто большее, чем просто работа или занятие. Это глубокий смысл, который олицетворяет призвание и цель жизни.
Лев Толстой учился посредственно, но мозг его постоянно находился в лихорадочном поиске смысла жизни, исследования себя. По словам Ромена Роллана, Лев Толстой постоянно искал себя, путешествуя по «пустыне отрочества, по которой постоянно проносился горячий вихрь безумия». Он заставил себя изучить юридические науки, медицину, языки, сельское хозяйство, историю, географию, математику, достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. Он был убеждён, что назначение человека заключается в непрерывном его совершенствовании.
Нельсон Мондела, первый чернокожий президент Южной Африки, всю жизнь боролся за свободу и независимость африканских народов и в этом видел своё предназначение.
Мадонна – королева поп-музыки, всегда отличалась своим нестандартным стилем и авангардным подходом к музыке и моде. Она нашла свое предназначение в том, чтобы вдохновлять массы своим творчеством и стать иконой стиля. Современные писатели, поэты, художники, певцы, актёры; можно приводить ещё массу примеров.
В настоящее время существует несколько учений – нумерология, астрология, которые приоткрывают завесу тайны предназначения человека, и с помощью этих наук можно узнать его по дате рождения. Я попробовала и у меня получилась цифра 20. Вот что я узнала: «Люди с последней цифрой – 0, 1, 2 считаются особыми. Миссия их жизни – преображение мира, жизнь на стороне добра, помощь людям. Такие люди получают помощь в активном познании мира, могут открывать что-то новое, заниматься изобретениями. Важно понять наличие истинной силы внутри себя, только осознав ответственность за жизнь, открыв сердце миру, неся любовь и мудрость, эти люди обретают успехи в жизни. Закрываясь, человек живёт в мире иллюзий, разочарований. Жизнь людей – это река, она постоянно движется, нужно спокойно воспринимать её переменчивость, быть готовым к новым поворотам судьбы, смиренно принимать изменения. Вера играет существенную роль в жизни таких людей». Мне кажется, что это определение в большей степени соответствует моему характеру. И что, как не посвящение себя обучению и воспитанию детей, и есть моё предназначение! Жаль, что к такому заключению я пришла не сразу.
Мой путь в профессию неоднозначен. Когда училась в институте, я никогда не связывала свою будущую профессию со школой. Думала о чем угодно, только не о школе. В стареньком двухэтажном здании с деревянными скрипучими половицами, низкими окнами, в которые мы выпрыгивали, сбегая с лекций, проходила наша студенческая жизнь. Она поглощала нас целиком, мы жили весело и беззаботно, учились легко и с удовольствием. Завидовали тем студентам, которым посчастливилось заниматься в новом многоэтажном здании, построенном в том же дворе, что и наше старое. Но мы любили своё, родное. Оно, как магический знак, придавало нам силу и энергию.
Практику проходили в специализированной английской школе. Но она почему-то не произвела на меня особого впечатления. Больше развлекались, чем работали.
После окончания института я попала в атмосферу туризма, который на тот момент был очень развит в нашем городе: работала в Интуристе. Эта работа приносила мне удовольствие, поскольку по натуре я очень общительный человек, а общение с людьми, тем более с иностранцами, давало еще и возможность хорошей языковой практики.
Катаклизмы того времени не позволили продолжить карьеру в этой сфере. На тот момент туризм просто потерял свою значимость, фактически сошёл на нет, и нам, переводчикам, «приткнуться» было некуда. Вот тогда и начались мои первые шаги в сфере преподавания. Я вела курсы для работников аэропорта и даже написала и издала пособие для начинающих. Дальше больше, как говорится. Благодаря моему декану я начала преподавать в университете, работать со студентами. Эта работа приносила мне удовлетворение. Я никогда не готовилась к урокам, но они проходили всегда интересно и не были похожи один на другой. У нас не было программ, определенных учебников, мы использовали то, что было. В первом выпуске пятеро студентов получили «красные дипломы». К сожалению, моя педагогическая деятельность в университете продолжалась недолго.
Волею судьбы я переехала в другой город. О школе речь не шла. Меня напугали, что там слишком много всякого рода правил, обязанностей, документации. Но, просидев полгода дома в страшной депрессии, я решила все же попробовать поработать в школе (к слову, начала писать стихи). Директор встретила меня очень радушно, но поскольку был февраль, и нагрузка была распределена, мне предложили группу продленного дня. Скажу честно, это был для меня далеко не Рай! Дети – это не студенты, с которыми легко и просто. Дети – это особая категория жителей нашей планеты! Каждый со своими проблемами, настроением, болячками. Их нельзя обидеть, не обратить внимания, если ребенок упал или поранился, словом, я попала в очень специфическую атмосферу.
Было всё: слезы, неудачи, незнание тонкостей школьной жизни, но я справлялась с этим, благодаря поддержке и помощи коллег и директора. Группа продленного дня послужила для меня хорошей практикой знания школьной жизни, всех ее прелестей и «ужастиков».
Когда я начала вести уроки в старших классах, я была в своей стихии, я просто плавала как рыба в воде, потому что работала с почти взрослыми людьми. Когда же я приходила к малышам, мне приходилось проявлять всю свою смекалку и терпение, чтобы увлечь их и дать знания. Во мне открывались такие черты, о которых я раньше не подозревала. Здесь проявился мой талант: и как педагога, и как поэта (я пишу стихи). Я писала сценарии праздничных мероприятий, стихи к различным событиям, проявляла себя и как режиссёр, и как сценарист, и как хореограф. Я чувствовала, что я на своём месте, что я нужна детям. Я получала от них молодую энергию, и не было ни одного барьера, который мы бы вместе не смогли преодолеть! Во всех конкурсах мы побеждали, и нашей радости не было конца! Я начала понимать, что быть учителем – моё призвание. Работа приносила мне как эмоциональное, так и душевное удовлетворение.
Я горда тем, что работаю в школе, своей единственной и любимой школе. Итог моей 10-летней педагогической и творческой деятельности – Медаль «За безупречную службу 1 степени»! Моя работа была оценена по достоинству!
Конечно, я нахожусь в достаточно «деликатном» возрасте. Но я думаю, что человеку столько лет, на сколько он себя ощущает, а я чувствую, что я способна ещё на многое, и всё у нас с моими любимыми учениками впереди! Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Постоянно совершенствуюсь, повышаю свою квалификацию, развиваю творчество. Возраст роли не играет, если человек живёт полной насыщенной жизнью и стремится сделать её лучше, богаче, разнообразнее! Только теперь я поняла, что быть учителем и именно в школе – это и есть мое предназначение! Почему я не поняла этого раньше?