ОТДЕЛЕНИЕ МАОУ «ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СОШ №2»
«УСТЬ-ЛАМЕНСКАЯ СОШ»
Шава Алена Александровна
Эссе на тему: «Я Учитель»
- «Ты только приезжай почаще, сынок! Я всегда тебе рада», - говорила плачущая женщина.
- «Конечно приеду, не переживайте Вы так. Валентина Ивановна, берегите себя! Самое главное – не болейте!».
Молодой человек сел в поезд, а заплаканная женщина села на скамейку, и долго, не двигаясь, смотрела вслед уходящему поезду.
«Странный диалог» - подумала я, стоя на перроне. Мать провожает сына, а он называет её по имени и отчеству.
Как выяснилось, «сын» оказался бывшим учеником, а заплаканная женщина – его учительница, которая опекала его почти все его школьные годы. Она смогла увидеть в обычном школьнике его потенциал, дала возможность раскрыться и проявить себя…
Казалось бы, обычная история сельской учительницы и обычного ребенка, который рос без родителей в многодетной семье своего дяди.
Кто знает, как повернулась бы судьба этого молодого инженера, если в свое время он не познакомился с учителем физики, своим классным руководителем – Валентиной Ивановной…
Учитель. Кто же он? На этот вопрос, наверняка, найдется ни один десяток ответов. Учитель – это и преподаватель, и наставник, и воспитатель. Он как связующее звено между школой и учеником, как активная частица в этой сложной цепной реакции. Наверное, не удастся описать все возможности и компетентности учителя, ход его мыслей и действий едва уловим обычным человеком, не работающим в школе. Когда я была школьницей, наблюдая за своими учителями, всегда считала, что учитель – это человек особенный, он был обязательно недосягаем, у него абсолютно другие взгляды на жизнь, и они значительно отличаются от взглядов и мнений обычных людей.
Годы прошли, теперь и я сама работаю учителем. И понимаю, что та метафора из детства о принадлежности учителя к группе каких-то недосягаемых людей отчасти правдива. Ведь, совершенно справедливо будет сказано, что переступая порог школы учитель забывает о своих личных делах, своих проблемах и заботах. Ему нельзя расслабляться, ведь на него смотрят сотни глаз, которые хотят увидеть поддержку, помощь, и, конечно, любовь.
Несомненно, сегодня учителю просто необходимо быть в тренде современных методик, технологий, новинок в сфере обучения. И это, естественно, справедливо. Мир не стоит на месте, и чтобы заинтересовать своего ученика необходимо в равной степени и учить, и учиться. Познавать и узнавать что-то новое, делиться опытом с детьми, открывать им этот мир безграничных знаний. И, все-таки, есть в учителе что-то особенное, что привело его именно в эту стезю. Этот путь по силам не каждому, и кто случайно забрел на эту дорогу вряд ли осилит это испытание.
Я часто задаюсь вопросом какими же качествами необходимо обладать человеку, чтобы быть настоящим учителем? Учителем настоящим, не по образованию, не в силу каких-либо обстоятельств, а по призванию, по зову сердца. Думая над этим вопросом, прихожу к мнению что учитель, наряду с багажом знаний и интеллектуальными качествами, - это Человек. И Человек этот не просто существо, живущее на планете Земля, а личность способная творить и создавать как картину своего ученика, открывать в нем способность ценить прекрасное, научить его быть милосердным и добродушным, быть совестливым и способным сочувствовать другим.
В сердце учителя всегда найдется место для каждого ученика. Оно как камера хранения с кучей ящичков, в которых таится что-то сокровенное, недоступное для посторонних. Ведь, это так важно знать и быть уверенным, что тебя выслушают, поймут, дадут ценный совет и не осудят.
Работе учителя посвящено немало произведений художественной литературы, фильмов, документальных съёмок. Для меня, пожалуй, самое яркое впечатление оставила книга Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». С детских лет эту книгу я перечитывала несколько раз, и каждый раз образ учителя становился идеальнее, а её поступки более понятными. Казалось бы, незамысловатый рассказ, обычное название, учительница, которая хочет помочь своему ученику и её ученик, мальчишка из бедной семьи. Но, я поняла, что, если ты способен помочь другому человеку, ты сделаешь этот мир добрее. А кто как ни учитель может преподать нам главный урок – урок человечности, благодаря которому мы всегда помним, что в этом мире есть место добру и бескорыстию. В этом, наверное, и заключается миссия учителя.
Об этом и слова Виктора Петровича Астафьева: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель».