Тихонюк Любовь Александровна, Моя педагогическая философия

«Моя педагогическая философия»

Я   УЧИТЕЛЬ.

                                                                «Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и тех, кому преподаёшь»

                              В.О. Кольцов.

 

         Когда померкнет дневной свет, когда во тьме забрезжит свет настольной лампы и ночь прижмётся к самому стеклу – тогда уйдёт всё мелкое и несущественное и останешься один на один с вечными, неразрешимыми, мучительными вопросами…

         Кто я? Человек, живущий за счёт и во имя детских голосов, человек, играющий множество ролей, словом, волею судьбы – учитель.

         Мне очень повезло: многому меня научила моя мама – самый добрый, умный, духовно богатый человек. Она тоже учитель русского языка и литературы. Нет, пожалуй, ТОЖЕ – это я. Но я стараюсь быть такой, как она. Ведь мама одарила меня своей любовью, и не только материнской, но и огромной любовью к жизни, к детям, вселила уверенность в том, что только ею можно победить трудности, преодолеть препятствия, найти выход из любого жизненного лабиринта. Она всегда рядом со мной: и дома, и в школе, и в моих мыслях. Когда мне трудно, я представляю её доброе лицо, думаю, как бы мама поступила в данной ситуации, и нам вдвоём всегда удаётся решить самые сложные проблемы.

         Я – школьный учитель, я – вездесуща и многогранна, Я знаю, что такое счастье. Это, когда на уроке русского языка ученики седьмого класса правильно пишут слово «прочитанный», потому что знают – это глагольное образование совершенного вида. Счастье – это, когда ученик девятого класса, лентяй и двоечник, впервые поднимает на уроке руку и отвечает на твёрдую тройку, когда даёшь задание приготовить сообщение о Фонвизине и видишь руки учеников, которым хочется выступить на следующем уроке. Счастье – это, когда годовой контрольный диктант мои ребята написали без двоек, а троек – всего пять.

         Я чувствую себя настоящим учёным-исследователем, когда вместе с учениками, перебрав множество примеров, мы приходим к выводу, что, оказывается, после шипящей в корне слова пишется «ё», если есть однокоренные с буквой «е».

         А какова же цель учителя, входящего в класс? Что шепнёт мне мой внутренний голос? Дать ученику определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограничена. Научить Истине? Но я не носитель истины, не мессия… Да полно, значат ли что-то мои терзания и размышления, играет ли какую-то роль образование для наших прагматичных детей?! Что нужно современному молодому человеку, чтобы не потеряться в этом огромном, сложном, вечно меняющемся мире, чтобы найти себя?  Тонкость? Интеллигентность? Да, конечно. Но, как заметил философ А.С. Арсеньев, воспитать человека – значит дать ему средства для сформирования ума.  Знание?

         Да, наверное. Но какое? Современность требует мгновенного результата. Мы живём в необычное время, так как перешли в новое тысячелетие, в XXI век. Что требует он от школы? Каким станет столь стремительно меняющийся мир? Окажется ли наш сегодняшний ученик в 2030 году на уровне проблем, которые будут стоять перед человечеством в то время?

         Какой же он современный учитель? Можно сформулировать черты современного учителя.

         Учитель – это эрудированный и образованный человек, знающий свой предмет: только большой багаж знаний даёт право учить других. Он должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен. На мой взгляд, несомненно, что учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. В современных условиях, чтобы соответствовать требованиям сегодняшнего дня, необходимо настойчиво искать новую информацию, умело управлять её потоком, профессионально её использовать. Каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего он пришёл в учительство.

         Педагогическая деятельность, словно мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится перекладывать, пересматривать заново.

         Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своего воспитанника трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу так, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Для этого урок должен быть интересным. Как же этого можно добиться? Нужно сделать интересным его для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке должны быть свои изюминки, не бывает неинтересных тем, бывает недостаточная подготовка учителя по данной теме.


  • Очень важно создать психологический комфорт, чтобы ребята и я от урока получили удовольствие. Меня всегда радуют слова детей, когда звенит урок: «Уже звонок? Как быстро прошёл урок!» Для этого важно создать атмосферу сотрудничества, правила игры, основанные на взаимном уважении;
  • Нужно держать в голове все элементы урока, но на основе этих знаний обязательно импровизировать;
  • Учитель должен уметь поддерживать дисциплину, основанную на уважении учителя к ученикам и учеников к учителю.


Чего и по какому праву добиваемся мы от учеников? Ведь идеальных людей не существует. Значит, надо, прежде всего, уважать интересы и потребности детей. Не подавлять природу ребёнка, а словно скульптор, следовать за ней. Ценить своеобразие ребёнка, наблюдать, выявлять и поддерживать основные линии его развития.

         Часто задумываюсь, всегда ли я действовала верно, смогла ли разобраться в ситуации, сумела ли понять ребёнка. Ведь знай, я, что двигало учеником в тот момент, о чем он думал, сто раз поступила бы по-другому. Пытаюсь посмотреть на происходящее глазами родителей. В любом лучше искать, пробовать, чем ставить крест. Отсюда и основные средства – творчество, созидание, поиск.

         Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, двигательной деятельности, сферах общения и лидерства.  Итак, я – учитель, и вот Моя стратегия по отношению к ученику:


  • верь в своего ученика,
  • понимай и принимай его таким, какой он есть,
  • уважай ученика и будь требователен к нему,
  • искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам.


Отношения учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И, если ребёнок увидит открытое сердце учителя, тогда маленький человек      с любопытством и единством выйдет в мир науки и начнёт жить в этом мире жизнью, наполненной и свободой, и счастьем познания истины.

Я – Учитель! А моя стратегия по отношению к себе:

- я не боюсь совершенства: достичь его невозможно,


  • я всегда готова встать рядом или впереди,
  • протянуть руку помощи слабому или малому,
  • обернуться к отставшим,
  • дотянуться до мечты,
  • перепрыгнуть через усталость и боль,
  • подняться после неудачи.


А ещё я классная мама, за мной стоят 10 девушек и 9 парней, и я за них в ответе, не на словах, а на деле, ведь одна из мам сказала: «Вы в школе для них и мать, и отец». Я чувствую себя настоящей мамой, когда мои дети бегут ко мне и просят у меня поддержки, совета, помощи, а за глаза они называют меня «Люба» или «Мама Люба».

         Я пытаюсь быть психологом, чувствовать настроение детей, разбирать конфликты и помогать в трудные минуты. Я была тактиком и стратегом, когда в средних классах пересаживала детей, чертила воображаемые парты, прикидывала, кого с кем можно посадить, чьё соседство окажется неблагоприятным. Я становлюсь ребёнком на соревнованиях, когда наши мальчишки отстаивают честь класса, я также выдыхаюсь, как девчонки, «болея» за мальчишек и кричу до хрипоты нечто ободряющее и обязывающее победить.

         И все-таки я «плохой» воспитатель и учитель.  Сашка из 8 «г» продолжает писать «который» через «а», «себе» через «и», не говоря о более трудных случаях. Недавно я поссорилась с ребятами из-за дежурства, а потом они шумели на классном часу и не пришли на субботник…

         Я так несовершенна, хоть многогранна и вездесуща.

         Я верю в себя, в свои силы, и у меня всё получится!!!